Hej!
Мы с вами уже на 13м уроке нашего марафона!
Давайте начнем с лексики, посмотрим видео и выучим слова по теме «Дом».
Ну а теперь пора переходить к сегодняшней теме, это очень важная и полезная тема.
Простое прошедшее время (Imperfekt или Preteritum)
Простое прошедшее время используется для выражения:
1) действия, происходившего в определённый момент в прошлом (есть указание на время):
Jag åkte till Karibien på semester förra året. Я ездил на Карибы в отпуск в прошлом году.
Здесь указанием на время является förra året, в прошлом году. Обратите внимание, без предлога, но в определенной форме, так как прошлый год-это конкретный год.
2) действия, закончившегося до момента речи:
Jag var väldigt aktiv när jag var liten, sprang och lekte hela dagarna. Nu för tiden sitter jag mest stilla. — Я был очень активным, когда был маленьким / в детстве. Бегал и играл целый день. Теперь я чаще сижу неподвижно;
Все эти действия происходили в прошлом и никак не связаны с настоящим, так как период детства уже закончился.
3) последовательности действий в прошедшем времени:
Jag kom hem, klädde av mig, duschade, åt lite, ringde till en kompis, tog på mig en festklänning och gick ut igen.— Я пришла домой, разделась, приняла душ, поела, позвонила подруге, оделась в вечернее платье и вышла.
Показателями прошедшего времени являются следующие наречия:
- förra året / veckan / månaden — в прошлом году / на прошлой неделе / в прошлом месяце
- igår / i förrgår / häromdagen — вчера / позавчера / на днях
- i fjol / förra året — в прошлом году
- i det förflutna — в прошлом
- förut — прежде
- imorse — сегодня утром
- för två år sedan — два года назад
- i somras / i lördags — прошлым летом /в прошлую субботу
Образование формы прошедшего времени — imperfekt зависит от класса глагола.
1 класс
У глаголов этого класса окончанием является de, которое прибавляется к основе слова (напомню, что у первого класса основа совпадает со словарной формой, поэтому перед добавлением окончания ничего не убираем, кроме, конечно, частицы att).
То есть: att titta — tittade смотреть — смотрел.
Другие примеры:
- Att prata-pratade
Jag pratade med honom idag. — Я вчера с ним болтал\ разговаривал.
- Att tala-talade
Han talade bra svenska.- Он хорошо говорил по-шведски.
- Att arbeta-arbetade
Hon arbetade för mycket. — Она слишком много работала.
- Att jobba-jobbade
De jobbade inte där. — Они здесь не работали
- Att spela-spelade
De spelade fotboll.-Они играли в футбол
- Att börja-började
Filmen började för tio minuter sedan.-Фильм начался 10 минут назад.
- Att sluta-slutade
Hon slutade gråta- Она перестала плакать
- Att promenera-promenerade
Vi promenerade i parken- Мы гуляли в парке
- Att vakna-vaknade
Du vaknade klockan 8 på morgonen.-Ты проснулась в 8 часов утра.
Идем дальше.
2 класс
Глаголы второго класса тоже прибавляют окончание -de, но не всегда.
Давайте вспомним эту схему. Когда мы проходили образование личных форм глагола настоящего времени, я вам говорила, что второй класс глаголов делится на два подкласса. Для настоящего времени это было не важно, а вот для прошедшего нам придется обращать внимание на это разделение.
Если основа заканчивается на звонкую согласную (g, m, n, d, r,l ) , это класс 2а, в прошедшем времени прибавляем окончание –de. Если на глухую (s, k), то это класс 2b, окончание в прошедшем времени будет –te.
И еще важно помнить, что у второго класса глаголов основа-это то, что мы получаем, отбрасывая -а, то есть у глагола att läsä-читать основа läs, и так как основа заканчивается на глухую s, то прибавляем –te и получаем форму прошедшего времени läste.
У глагола att stänga основа stäng, согласная g звонкая, поэтому прибавляем –de и получаем форму прошедшего времени stängde.
Другие примеры:
- Att ringa-ringde
Han ringed mig förra veckan. — Он позвонил мне на прошлой неделе.
- Att hänga-hängde
Han hängde tavlan på väggen.- Он повесил картину на стену.
- Att betyda-betydde
Han visste inte vad det betydde. — Он не знал, что это значило.
- Att åka-åkte
Hon åkte tillbaka- Она поехала назад
- Att besöka-besökte
De besökte tre städer. — Они посетили три города.
- Att försöka-försökte
Vi försökte prata med henne.- Мы пытались с ней поговорить.
Теперь разберем 3й класс.
Эти глаголы прибавляют к основе окончание + dde. То есть att sy — sydde шить — шил. Напомню, что у глаголов третьего класса основа совпадает со словарной формой, поэтому перед добавлением окончания ничего не убираем, кроме, конечно, частицы att.
Другие примеры:
- Att tro-trodde
Jag trodde på det- Я в это верила.
- Att bo-bodde
De bodde i en villa i Malmö- Они жили на вилле в Мальмё.
- Att må-mådde
Hon mådde bättre- Она чувствовала себя лучше.
Упражнение № 1. Раскройте скобки, поставив глаголы в форме прошедшего времени.
1. (vakna (1)). När jag . . . . . . . . . . . . imorse (этим утром) hade jag huvudvärk (у меня болела голова).
2. (bo (3)). Mats . . . . . . . . . . . . i Paris förra sommaren.
3. (duscha (1)). Jag kom hem, . . . . . . . . . . . . och åt lite.
4. (spela (1)). Lisa . . . . . . . . . . . . piano när hon var liten.
5. (åka (2)). Förra söndagen (в прошлое воскресенье) . . . . . . . . . . . . Rolf och Stina till USA.
6. (sluta (1)). För fem år sedan (5 лет назад) . . . . . . . . . . . . jag röka (курить).
7. (titta (1)). Förra veckan (на прошлой неделе) . . . . . . . . . . . . jag mycket på teve.
8. (åka (2)). Min syster . . . . . . . . . . . . till Sverige i lördags.
А вот с 4м классом не все так просто. Это так называемые неправильные глаголы, и каждый такой глагол образует форму прошедшего времени по-своему.
att gå — gick идти — шёл, att ta — tog взять — взял
Другие примеры:
- Att vara-var
Det var en överraskning.-Это был сюрприз
- Att göra-gjorde
Han gjorde tre mackor.-Он сделал три бутерброда.
- Att komma-kom
Hur kom du hit? — Как ты сюда пришел?
- Att veta-visste
De visste vad hon gjorde.-Они знали, что она сделала.
Полный список неправильных глаголов довольно большой, поэтому дня начала дам тут самые основные:
Упражнение 2
Составьте 7 предложений с любыми неправильными глаголами.
Отлично поработали, до встречи на последнем уроке марафона!