Рубрики
Арабский язык

11 день. Арабский

مرحبا بكم في اليوم الحادي عشر

А вы знали, что арабский язык оказал просто огромное влияние на современный испанский язык. Не удивительно, ведь значительная часть Пиренейского полуострова долгое время была под властью арабов. Как минимум 10% слов в современном испанском пришли из арабского. К тому же было оказано заметное влияние на грамматику и фонетику.

Так что выучив арабский вы заодно и выучите немного испанского 🙂 Двойная польза!


Сегодня мы начнем наконец разбор глаголов! Давно пора 🙂

Глагол в арабском языке не имеет инфинитива. Нельзя по арабски сказать » сидеть». Условно за форму инфинитива принимается глагол в прошедшем времени, в третьем лице мужского рода единственного числа. Мы будем использовать в качестве примера глагол «сидеть — َجَلَس. Так вот в «изначальной» форме, которая используется в словарях, перевод глагола пишется в инфинитиве — «сидеть». На самом деле это переводится как «он сидел». И никак по-другому. То есть личное местоимение уже заключено в самом глаголе. Нельзя добавить к глаголу جَلَس местоимение «она». Иначе будет «она сидел».

Глагол в предложении выступает в качестве глагольного сказуемого, обозначает действие. Есть несколько типов глаголов в арабском.

Это трехбуквенные глаголы, четырехбуквенные и даже пятибуквенные.

Мы сейчас говорим о так называемых правильных глаголах. А неправильные- это глаголы, которые имеют в корне одну или несколько слабых согласных или хамзу, или две одинаковые согласные. 

И все глаголы могут образовывать породы. Эти глагольные формы примерно соответствуют русским однокоренным словам.

Всего в арабском языке 15 пород. Но наиболее употребительных 10.

Вот они :

Обратите внимание- красным я выделил некоренные согласные. Тут приведены лишь 10 пород, не хватает десятой. О ней- отдельный разговор. В принципе, каждая порода имеет свое значение. Зная его, а также значение корня, можно примерно выяснить, что слово означает в каждой породе. Но это не всегда. Поэтому, по началу, чтобы нам с вами не путаться, нужно просто выучить наизусть все эти формы. И постоянно пользоваться словариком.

А для того, чтобы лучше понимать значение пород, приведем перевод каждой из них у глагола جَلَس .

I — сидеть , II — усаживать, рассаживать, III — заседать, сидеть вместе с кем-либо, IV — усаживать, сажать, , VI — сидеть вместе с другими.

Видите, всего 5 пород есть у этого глагола. У других глаголов может быть как меньше, пород, так и больше.

Правильными называют те глаголы, которые не имеют в составе своего корня так называемых «слабых» букв  ا«алиф», و «уау» и  ى«йэ». Например:

  • فَتَحَ

    • открыть (он открыл)
  •  ضَرَبَ

    • бить (он бил)
  • كَتَبَ

    • писать (он писал)
  • سَأَلَ

    •  спрашивать (он спрашивал)
  • فَكَّ

    •  развязывать (он развязал)

Правильные глаголы бывают трёх видов:

1) хамзовые (مَهْمُوزٌ) — это те глаголы, которые имеют в составе корня أ «хамзу». Например:

  • أَخَذَ

    •  взять (он взял)
  •  سَأَلَ

    • спросить (он спросил)
  • مَلَأَ

    •  наполнять (он наполнил)

2) удвоенные  (مُضَعَّفٌ)– это глаголы с одинаковыми второй и третьей коренными буквами, слившимися в одну удвоенную. Например:

  • دَلَّ

    •  указывать (он указал, в основе: دَلَلَ)
  • ضَلَّ

    • заблудиться (он заблудился, в основе: ضَلَلَ)
  • مَلَّ

    • скучать, испытывать скуку (он скучал, в основе: مَلِلَ)

3) целые (سَالِمٌ) – это глаголы, не имеющие в корне слабых букв и не являющиеся хамзовыми или удвоенными. Например:

  • شَرَحَ

    • объяснять (он объяснил)
  • سَكَنَ

    • жить (он жил)
  • عَمِلَ

    • работать (он работал)

Неправильные глаголы бывают пяти видов:

1) подобноправильные (مِثَالٌ) – это глаголы, первая коренная буква которых является слабой. Например:

  • وَلَدَ

    •  родить (он родил)
  • وَضَعَ

    • класть (он положил)
  • يَسُرَ

    • быть легким (он был легким)
  • يَفَعَ

    •  становиться взрослым (он повзрослел)

2) пустые (أَجْوَفُ) – это глаголы, вторая коренная буква которых является слабой. Например:

  • نَالَ

    • заполучить (он заполучил)
  • سَالَ

    • течь (он тек)
  • قَالَ

    • сказать (он сказал)

3) недостаточные (نَاقِصٌ) – это глаголы, третья коренная буква которых является слабой. Например:

  • رَضِيَ

    • быть довольным (он был довольным)
  • رَمَى

    • бросать (он бросил)
  • دَعَا

    • призывать (он призвал)

4) вдвойне неправильные с первой и третьей слабыми коренными (لَفِيف مَفْرُوقٌ).

Например:

  • وَعَى

  • осмыслить, разуметь (он осмыслил)
  • وَقَي

  • беречь (он берег)

5) вдвойне неправильные со второй и третьей слабыми коренными (لَفِيفٌ مَقْرُونٌ) Например:

  • شَوَى

    • жарить (он жарил)
  • رَوَي

    • рассказывать, сообщать (он рассказал)

№1 Определите перевод слов

رَبَطَ   __________________________

  زَحْزَحَ __________________________

زَلْزَلَ __________________________

 رَكَعَ ___________________________

سَجَدَ __________________________

 زَغْرَطَ __________________________

№2

Выучите следующие глаголы и определите, какие из них являются правильными, какие – неправильными:

   عَبَرَ(у) переходить ___________________правильныйглагол__

   عَادَ(у) возвращаться ______________неправильный пустой глагол_

   قَبِلَ(а) принимать _________________________________________

   بَكَى(и) плакать __________________________________________

   سَتَرَ(у) скрывать __________________________________________

   ضَلَّ(и) заблудиться _______________________________________

   وَعَى(и) понимать, разуметь __________________________________

   سَالَ(и) течь __________________________________________

   أسَرَ(и) пленять __________________________________________

   قَلَى(и) возненавидеть _______________________________________

   زَعِلَ(а) обижаться __________________________________________

   يَقِظَ(а) бодрствовать __________________________________________

   سَقَطَ(у) падать __________________________________________

   وَهَنَ(и) ослабевать, терять силы _______________________________

   سَكَنَ(у) жить, населять ____________________________________

   نَالَ(а) получать, достигать __________________________________

   قَطَعَ(а) резать __________________________________________

   سَأَلَ(а) спрашивать __________________________________________

   نَأَى(а) удаляться __________________________________________

   رَدُؤَ(у) быть плохим __________________________________________

   غَوَى(и) впасть в заблуждение _________________________________

Глагол настояще-будущего времени образуется от корня глагола путем следующих преобразований:

а) добавления к нему приставки — одной из букв настоящего времени (أ ن ى ت)

б) изменения некоторых огласовок

в) добавления (при необходимости) определённых окончаний.

Например:

ضَرَبَ   бить      يَ+ضْرِبُ+ونَ   Š   يَضْرِبُونَ   они (мужчины) бьют

Глагол настояще-будущего времени, к которому не добавлено никакое окончание, имеет в конце огласовку «дамма». Например:

  •    يَكْتُبُ

    • он пишет
  •    يُدَخِّنُ

    • он курит
  •    يَنْتَقِلُ

    • он переселяется
  •    يَسْتَوْقِفُ

    • он останавливает

Трёхбуквенный глагол настояще-будущеговремени.

Средняя буква трехбуквенного глагола настояще-будущего времени может иметь любую из трех огласовок «фатха», «кясра» и «дамма»:

  • يَفْتَحُ

    •   он открывает
  • يَضْرِبُ

    • он бьет
  • ينْصُرُ

    • он помогает

Эта средняя огласовка указывается в словарях буквами (а), (и), (у). Например:

قَرَأَ   (а) читать   Š   يَقْرَأُ   он читает

كَسَرَ   (и) ломать   Š   يَكْسِرُ   он ломает

تَرَكَ   (у) оставлять   Š   يَتْرُكُ   он оставляет

Следует заметить, что средней огласовкой глагола формулы فَعَلَ может являться и «фатха», и «кясра», и «дамма»:

فَتَحَ   (а) открывать

ضَرَبَ   (и) бить

نَصَرَ   (у) помогать

Средней огласовкой глагола формулы فَعِلَ бывает или «фатха», или «кясра»:

فَرِحَ   (а) радоваться

حَسِبَ   (и) считать

Средней огласовкой глагола формулы فَعُلَ может быть только «дамма»:

كَبُرَ   (у) быть большим

صَغُرَ   (у) быть маленьким

كَرُمَ   (у) быть благородным

Если глагол образован из четырех и более букв и имеет в начале اِ ،إِ «хамзу», то при образовании настояще-будущего времени «хамза» усекается, а предпоследняя огласовка меняется на «кясру»:

أجْلَسَ   сажать   Š   يُجْلِسُ   он сажает

اِنْكَسَرَ   ломаться   Š   يَنْكَسِرُ   он ломается

اِحْتَرَمَ   уважать   Š   يَحْتَرِمُ   он уважает

اِسْتَخْدَمَ   использовать   Š  يَسْتَخْدِمُ   он использует

اِحْمَرَّ   краснеть   Š   يَحْمَرُّ   (в основе يَحْمَرِرُ)

Если производный глагол имеет в начале добавочную букву  تَـ«тэ», то его огласовки в настояще-будущем времени не меняются. Например:

تَكَلَّمَ   разговаривать   Š   يَتَكَلَّمُ   он разговаривает

تَظَاهَرَ   притворяться   Š  يَتَظَاهَرُ   он притворяется

تَدَحْرَجَ   катиться   Š   يَتَدَحْرَجُ  он катится

Если глагол образован из четырёх букв и не имеет в начале добавочную  اِ ، إِ«хамзу» или تَـ «тэ», то его предпоследняя огласовка меняется на «кясру»:

عَظَّمَ   возвеличивать   Š   يُعَظِّمُ   он возвеличивает

دَحْرَجَ   катить   Š   يُدَحْرِجُ   он катит

Запомните:

Буква настоящего времени огласуется «даммой», если глагол образован из четырех букв. Например:

أرْسَلَ   отправлять   Š   يُرْسِلُ   он отправляет

دَخَّنَ   курить   Š   يُدَخِّنُ   он курит

قَاتَلَ   воевать   Š   يُقَاتِلُ   он воюет

تَرجَمَ   переводить   Š   يُتَرْجِمُ   он переводит

В остальных случаях буква настоящего времени огласуется «фатхой»:

قَرَأَ   (а) читать   Š   يَقْرَأُ   он читает

اِنْكَسَرَ   ломаться   Š   يَنْكَسِرُ   он ломается

تَكَلَّمَ   разговаривать   Š   يَتَكَلَّمُ   он разговаривает

اِسْتَخْدَمَ   использовать   Š  يَسْتَخْدِمُ   он использует

تَدَحْرَجَ   катиться   Š   يَتَدَحْرَجُ  он катится

Примечание:

Будущее время глагола образуется путем добавления буквы سَـ или частицы سَوْفَ к глаголу настояще-будущем времени. Например:

يَفْتَحُ   он открывает   Š   سَيَفْتَحُ   или   سَوْفَ يَفْتَحُ   он откроет, он будет открывать

يَضْرِبُ   он бьет   Š   سَيَضْرِبُ   или   سَوْفَ يَضْرِبُ   он побьет, он будет бить

ينْصُرُ   он помогает   Š   سَينْصُرُ   или   سَوْفَ ينْصُرُ   он поможет, он будет помогать

Завтра мы продолжим разбираться в глаголах!

اراك غدا

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *