Hej!
Сегодня мы с вами займемся одной из самых сложных тем в шведском языке.
И это…
Множественное число существительных!
В шведском языке множественное число образуется с помощью окончания. Например: en flicka —flera flickor (одна девочка — много девочек). Окончание зависит от типа образования множественного числа. Всего в шведском языке 7 таких типов. Да, непросто, но если понять логику, по которой слова объединяются в типы, и помнить о роде имен, то особых проблем возникнуть не должно!
Итак,
1-й тип: окончание множественного числа –or.
К этому типу относятся существительные общего рода, оканчивающиеся в единственном числе на –а.
- en flicka — flickor (девочки)
- en kvinna — kvinnor (женщины)
- en blomma- blommor (цветы)
2-й тип: окончание множественного числа –ar.
К этому типу относятся многие существительные общего рода, оканчивающееся на согласный; а также все существительные общего рода, оканчивающиеся на гласную -e, или суффиксы: -ing, -dom, -lek. И также по этому правилу изменяются односложные существительные общего рода, оканчивающиеся на гласный.
- en hund-hundar (собаки)
- en bil — bilar (машины)
- en pojke — pojkar (мальчики)
- en tidning — tidningar (газеты)
- en ö — öar (острова)
3-й тип: окончание множественного числа –er.
Это окончание добавляют заимствованные слова общего и среднего рода с ударением на последнем слоге; а также слова с суффиксами -skap, -nad, -het; некоторые односложные существительные общего рода, оканчивающиеся на согласный.
- en garderob — garderober (гардеробы, шкафы)
- ett bageri — bagerier (пекарни)
- en lägenhet — lägenheter (квартиры)
- en byggnad — byggnader (здания)
- en månad — månader (месяцы)
- en vän — vänner (друзья) Обратите внимание на то, что последняя согласная в односложном слове во множественном числе удваивается!
4-й тип: окончание множественного числа –n.
К этому типу относятся слова среднего рода, оканчивающиеся на гласный.
- ett äpple — äpplen (яблоки)
- ett piano — pianon (пианино)
- ett foto — foton (фотографии)
5-й тип: нулевое окончание (то есть отсутствие окончания).
Так образуют множественное число слова среднего рода, оканчивающиеся на согласный.
- ett hus — hus (дома)
- ett brev — brev (письма)
- ett rum — rum (комнаты)
- ett träd — träd (деревья)
- ett bord — bord (столы)
6-й тип: нулевое окончание (то есть отсутствие окончания).
Так образуют множественное число слова общего рода, обозначающие профессии и оканчивающиеся на -are, -er.
- en lärare — lärare (учителя)
- en läkare — läkare (врачи)
7-й тип: окончание множественного числа –r.
К этому типу относятся односложные слова, оканчивающиеся на гласный; слова общего и среднего рода с суффиксом –else.
- en ko — kor (коровы)
- ett fängelse — fängelser (тюрьмы)
Как вы видите, эту схему можно запомнить, но поначалу я рекомендую все-таки проверять множественное число по словарям.
При этом в некоторых словах помимо добавления окончания происходят и другие изменения.
- В ряде существительных происходит перегласовка, то есть меняется корневая гласная: en man — män (мужчины/мужья), en man — man (люди), en natt — nätter (ночи), ett land — länder (страны), ett öga — ögon (глаза), ett öra — öron (уши), en son — söner (сыновья), en dotter—döttrar (дочери), en bok — böcker (книги), en hand — händer (руки), en bror — bröder (братья), en far — fäder (отцы), en mor — mödrar (матери).
- Если существительное оканчивается на безударные -er, -el, -en, то -e исчезает во множественном числе. Например: cykel — cyklar (велосипед — велосипеды), faster — fastrar (тётя по отцу — тёти по отцу).
Определённая форма множественного числа образуется при помощи следующих окончаний.
Прилагательные тоже имеют форму множественного числа, как мы помним из урока 10. Она оканчивается на –a как в неопределенной, так и в определенной формах. Например: en fin kvinna-de fina kvinnor (красивые женщины), en blå bil – de blåa bilar (синие машины); det nya huset — de nya husen (новые дома).
Неопределенная форма множественного числа: vackra flickor, определенная- de vackra flickorna. Как видите, прилагательное не меняется в зависимости от формы существительного.
Теперь давайте посмотрим видео, послушаем примеры и обратим внимание на образование форм множественного числа:
Упражнение №1. Образуйте множественное число в определённой и неопределённой форме по типам.
Образец: женщина — en kvinna —kvinnor — kvinnorna
1-й тип:
девочка en flicka . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
картина en tavla . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
улица en gata . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
торт en tårta . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
мама en mamma . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2-й тип:
мальчик en pojke . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
куст en buske . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
газета en tidning . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
стена en vägg . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
машина en bil . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3-й тип:
человек en person . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
книга en bok . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
кресло en fåtölj . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
парк en park . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
семья en familj . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4-й тип:
яблоко ett äpple . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
интерес ett intresse . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
знак ett märke . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
место ett ställe . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
работа ett arbete . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5-й тип:
дом ett hus . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
комната ett rum . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
дерево ett träd . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
работа ett jobb . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
проблема ett problem . . . . . . . . . . . . . . . .
6-й тип:
учитель en lärare . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
врач en läkare . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
маляр en målare . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
консультант en rådgivare . . . . . . . . . . .
7-й тип:
корова en ko . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ботинок en sko . . . . . . . . . . . . . . .
А теперь давайте разберем более простую тему.
Речь пойдет о предлогах!
Сначала посмотрим видео и выучим предлоги, а заодно узнаем, как в шведском языке называются некоторые части тела:
Перевод фраз из видео:
1) Jag har naglar på fingrarna- У меня на пальцах есть ногти. Предлог på означает «на чем-то». Обратите внимание, что слова пальцы стоит в определенной форме множественного числа: fingrarna.
2)Jag har en tunga i munnen- У меня во рту есть язык. Предлог i обозначает нахождение внутри чего-то.
3)Mina armar är över huvudet-Мои руки над головой. Över- над чем-то.
4)Näsan är ovanför munnen-Нос находится над ртом. Ovanför- еще один предлог, обозначающий «над». Это синоним över.
5) Jag håller handen framför kroppen -Я держу руку перед телом. Framför-перед.
6)Ögönen sitter under pannan-Глаза под лбом. Under-под чем-то.
7)Tummen är bredvid pekfingret- Большой палец рядом с указательным. Bredvid-рядом с.
8)Nacken är bakom ansiktet- Шея находится за лицом. Bakom- за чем-то.
9)Halsen är mellan axlarna- Шея между плечами. Mellan-между.
10) Min spegelbild är mittemot mig- Мое отражение (дословно «картинка в зеркале») напротив меня. Mittemot-напротив.
Другие предлоги:
- Framför-перед чем-то.
- Framför järnvägstationen finns det en fontän. — Перед железнодорожным вокзалом — фонтан.
- I mitten— в середине
- I mitten av torget finns det en fontän. — В середине площади — фонтан.
- Till höger— справа
- Till höger om gallerian ligger McDonald’s. — Справа от галереи есть «Макдоналдс».
- Till vänster— слева
- Till vänster om rådhuset ligger en bank. — Слева от ратуши — банк.
Упражнение №2
Составьте свои предложения с любыми предлогами. Используйте минимум 5 предлогов.
Спасибо всем за отличную работу!
Tack alla!