Рубрики
Финский с нуля

6 день. Финский

0_5544e_524c70ed_L

Hei! Mitä kuuluu?

Давайте начнем 6й урок с разминки! Выучим названия некоторых животных, послушаем финскую речь, посмотрим, что же делают эти животные и попробуем повторить предложения. Ничего страшного, что мы еще не понимаем этих слов, главное, постарайтесь запомнить названия животных! Итак, вперед:

А теперь немного повторения. Давайте вспомним наши фразы, которые мы с вами проходили во втором и четвертом уроках, сегодня узнаем еще больше.

Ответьте на вопросы.

1)Как вы можете ответить на вопрос Mitä kuuluu? и какой еще вопрос с тем же значением вы
знаете?
2) Как вы можете ответить на вопрос Minkämaalainen sinä olet (te olette)?
3) Как вы можете представиться?
4) Что вы скажете человеку, которого давно не видели, при встрече? А тому, с кем знакомитесь
впервые?
5) Назовите дни недели.

Итак, размялись, повторили материал, пошли дальше.

Давайте выучим еще один вопрос: Kuinka vanha sinä olet? — Сколько тебе лет?

Отвечать будем следующим образом:
Minä olen______________vuotta vanha.

К примеру, 8-летний мальчик Пекка ответит на этот вопрос следующим образом:
Minä olen kahdeksan vuotta vanha.

А вот всем, кто старше 10ти лет, нужны будут числа от 11. Их-то мы сейчас и выучим.
Смотрим видео

Теперь запоминаем по частям, начнем с чисел с 11 до 20.

0_5544e_524c70ed_L

Как мы видим, числа с 11 до 19ти заканчиваются на toista, а первая цифра совпадает с цифрой от 1 до 9.
Еще раз послушать числа с 0 до 20 можно тут:

Цифра 20 kaksikymmentä состоит из числа 2+kymmentä (десяток)
Точно также образуются все полные десятки с 30 до 90:
20 kaksikymmentä
30 kolmekymmentä
40 neljäkymmentä
50 viisikymmentä
60 kuusikymmentä
70 seitsemänkymmentä
80 kahdeksankymmentä
90 yhdeksänkymmentä

Слушаем отдельно десятки:

А когда нам надо сделать числа между десятками, то мы число от 1 до 9 добавляем к десятку, получается:
20 kaksikymmentä
21 kaksikymmentäyksi
22 kaksikymmentäkaksi
23 kaksikymmentäkolme
24 kaksikymmentäneljä
25 kaksikymmentäviisi
26 kaksikymmentäkuusi
27 kaksikymmentäseitsemän
28 kaksikymmentäkahdeksan
29 kaksikymmentäyhdeksän

То есть, если вам 22 года, вы скажете
Minä olen kaksikymmentäkaksi vuotta vanha.

А если вам 33, это будет:
Minä olen kolmekymmentäkolme vuotta vanha.

Итак, Kuinka vanha sinä olet?
Примечание: также мы можем говорить про других людей, меняя форму глагола olla:
Sinä olet 30 vuotta vanha, hän on 17 vuotta vanha и так далее.


Выучив числа, давайте вернемся к множественному числу имен, которое проходили на прошлом уроке.

Сегодня нам впервые придется столкнуться с очень важным правилом: чередование степеней согласных.

Чередование согласных происходит, когда мы делаем форму множественного числа, изменяем существительное по падежам. Также оно встречается и в глаголах, когда мы добавляем к глаголу личные окончания.

Для того, чтобы понять, как действует чередование, надо вспомнить правила деления на слоги. Если у нас слог открытый, то есть заканчивается на гласную, у нас будет сильная ступень, если закрытый (закрыт одной согласной, за которой нет гласных или двумя и более согласными)-слабая.

К примеру, две согласных kk в слове kirkko (церковь)-это сильная ступень, так как последний слог открыт (заканчивается на гласную о), но, когда мы добавляем показатель множественного числа -t, он закрывает слог, после него больше нет букв, поэтому возникает слабая ступень, то есть остается одна k-kirkot. Две kk-сильная ступень, одна k-слабая.
Точно также ведут себя pp (сильная ступень)- p(слабая): kauppa (магазин)-kaupat (магазины) и tt-t matto (ковер)-matot (ковры).

Одна буква p, t, или k может быть сильной ступенью, к примеру, в глаголе lukea (читать), когда k находится в открытом слоге, в этом глаголе за ней идут две гласных, слог открытый.

А теперь сделаем личные формы. Уберем гласную –а и добавим окончания 1го лица единственного и множественного числа (я читаю, мы читаем).
Minä luen, me luemme
Как вы заметили, k ушла! Мы закрыли слог одной согласной, после которой ничего нет (в первом случае) или двумя (во втором), появилась слабая ступень, а слабая ступень у одной k-ее отсутствие.

Если мы попробуем изменить этот глагол по лицам, у нас получится

  • Minä luen (закрытый слог, слабая ступень, k исчезает)
  • Sinä luet (закрытый слог, слабая ступень, k исчезает)
  • Hän lukee (открытый слог, так как после k идут гласные, сильная ступень)
  • Me luemme (закрытый слог, слабая ступень, k исчезает)
  • Te luette (закрытый слог, слабая ступень, k исчезает)
  • He lukevat (открытый слог, так как после согласной v идет еще одна гласная, она открывает предыдущий слог, так как граница проходит теперь перед согласной v: lu-ke-vat, для сравнения lu-(K)en закрытый слог заканчивается на согласную –n)

Если у нас одна p или одна t, они не исчезнут, а изменятся. Одна p превратится в v (rapu(рак)-ravut), а одна t в d (pöytä (стол)-pöydät)
Смотрим и запоминаем правило и примеры:

0_5544e_524c70ed_L.jpg

А теперь немного поподробней о том, как это правило работает в глаголах:

0_5544e_524c70ed_L

Исключения у этого правила следующие:

0_5544e_524c70ed_L

Обратите внимание на тот факт, что чередование не происходит перед двумя гласными: имеются в виду длинная гласная (аа, оо и так далее) или гласные, не составляющие дифтонг (как в примере keittiö, iö не является дифтонгом). Однако, если у нас одна гласная или дифтонг (вспоминаем дифтонги в Уроке 1), чередование происходит: как в глаголе tietää-tiedän, ie-это дифтонг! Советую всем, кто забыл дифтонги, еще раз их повторить!

И еще! По этому правилу также меняются сочетания букв: nk (сильная ступень) меняется на ng kaupunki-kaupingit (город-города), lt (сильная ступень) меняется на ll ilta-illat (вечер-вечера), nt (сильная ступень) меняется на nn lintu-linnut (птица-птицы).


А теперь попробуем потренироваться!

№1а Образуйте формы множественного числа. Помните о чередовании согласных и о правиле двухсложных слов с –i на конце:
Kesä(лето), kuva(картина), lippu(флаг, билет), tyttö(девочка), kivi (камень), lehti(лист, газета), matto(ковер), katu (улица), nimi (имя).

 Упражнение 1b
Проспрягайте во всех формах глаголы kirjoittaa (писать).
Пример: katsoa смотреть
Minä katson ,sinä katsot, hän katsoo, me katsomme, te katsotte, he katsovat
Выучите следующие глаголы:
matkustaa (путешествовать), auttaa (помогать), soittaa (звонить (по телефону), играть (на музыкальных инструментах)), kertoa (рассказывать).


А теперь давайте разберем конструкцию, с помощью которой мы можем сказать, что у нас есть. Глагола «иметь» в финском языке нет, поэтому нам потребуется конструкция Minulla on

Minulla on äiti. Minulla on isä. У меня есть мама. У меня есть папа.
Minulla on sisko, minulla on veli. У меня есть сестра, у меня есть брат.
Minulla on musta kissa, minulla on iso koira. У меня есть черная кошка, у меня есть большая собака.
Minulla on auto, tietokone, puhelin, kirja. У меня есть машина, компьютер, телефон, книга.0_5544e_524c70ed_L

Если речь идет не обо мне, а о ком-то другом, мы скажем: sinulla on (у тебя есть), hänellä on (у него, у нее есть), meillä on (у нас есть), teillä on (у вас есть), heillä on (у них есть), а также можем прибавить –lla\llä к имени или существительному и сказать Leenalla on (у Лээны есть), äidillä on (у мамы есть, мы меняет t на d в соответствии с изученным в этом уроке правилом чередования ступеней согласных).

Давайте посмотрим видео:

Здесь вы также увидите, как делаются отрицательные предложения «У меня нет», но их мы пока разбирать не будем, так как они требуют знания специального падежа, который мы узнаем чуть позже.

А вопрос будет звучать как: Mitä sinulla on?— «Что у тебя есть?»

imgh1525693.png

А еще конструкция может выражать состояние человека:
Minulla on nälkä. Minulla on jano. Я хочу есть. Я хочу пить.
Minulla on pää kiipeä. У меня болит голова.
Minulla on kiire.Я спешу.

№2 Переведите на финский. Числа пишите словами.
1) Мне 25 лет. 2) Он читает. 3) У меня есть мама, папа и сестра. 4)Бабушке 80 лет. 5)У них есть машина и дом. 6)У девочки есть красный мяч. 7)Я знаю. 8) Как тебя зовут? Меня зовут Матти. Сколько тебе лет? Мне 11 лет.

0_5544e_524c70ed_L

Удачи и до встречи на уроке 7. Moi Moi!

3 ответа к “6 день. Финский”

Не очень понятно пояснение:

«Обратите внимание на тот факт, что чередование не происходит ПЕРЕД двумя гласными: имеются в виду длинная гласная (аа, оо и так далее) или гласные, не составляющие дифтонг (как в примере keittiö, iö не является дифтонгом). Однако, если у нас одна гласная или дифтонг (вспоминаем дифтонги в Уроке 1), чередование происходит: как в глаголе tietää-tiedän, ie-это дифтонг!»

В случае keittiö двойная t стоит ПЕРЕД двумя гласными, всё сходится. В слове же tietää буква t стоит ПОСЛЕ дифтонга, так что даже если бы сочетание ie могло отменить чередование, то не в этом примере.

Чередованию подвергаются те согласные и сочетания согласных, которые находятся перед добавляемыми окончаниями, то есть в глаголе tietää первая t никогда меняться не будет .потому что окончание мы добавляем ко второму слогу, и именно t из него подвергается чередованию. А после него стоит одна гласная, если мы убираем показатель типа tietää-ä+n

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *