Hejsan!
Вот мы уже на шестом уроке нашего марафона и сегодня у нас будет очень важная тема: артикли!
Но начнем мы все-таки с чисел. Мы с вами уже выучили количественные числительные, а ведь они еще бывают и порядковые, и эти порядковые числительные нам с вами очень пригодятся, не только чтобы сказать, на каком этаже находится наша квартира, или в какой ряд в театре мы взяли билеты, но и чтобы назвать сегодняшнюю дату!
Для начала повторим количественные числительные и настроимся на нужный лад!
Итак, порядковые числительные
- 1-й första
- 2-й andra
- 3-й tredje
- 4-й fjärde
- 5-й femte
- 6-й sjätte
- 7-й sjunde
- 8-й åttonde
- 9-й nionde
- 10-й tionde
- 11-й elfte
- 12-й tolfte
- 13-й trettonde
- 14-й fjortonde
- 15-й femtonde
…
- 21-й tjugoförsta
Давайте посмотрим видео, послушаем порядковые числительные и обратим внимание на фразы, в которых они используются.
Фразы из видео:
- När fyller du år?-Den första februari
- Когда у тебя день рождения? — Первого февраля.
Обратите внимание, что порядковое числительное первый имеет перед собой еще и определенный артикль-den. Об артиклях мы поговорим чуть позже, главное, знать, что вот этот артикль в данном случае используется потому, что в феврале только одно первое число. И так же будет и со всеми остальными порядковыми числительными, как при обозначении дат (ведь в месяце только одно 1е, 21е и так далее число), так и во всех остальных случаях: ведь 12й ряд в зале тоже один, и 3й этаж в доме тоже.
- Vad är det för datum idag? — Den tjugonde augusti. Какой сегодня день (дата)? — Двадцатое августа.
- När är Sveriges nationaldag?-Den sjätte juni. Когда национальный день Швеции? –Шестого июня.
А теперь еще немного про обозначение дат:
- 2006-03-13 — Idag är det den trettonde mars tvåtusensex. — Сегодня тринадцатое марта 2006 года.
Очень многих смущает подобное построение предложения и det den друг за другом. Так вот, здесь у нас обратный порядок слов, и на первом месте стоит обстоятельство времени (сегодня), за ним идет глагол, а уже за глаголом местоимение det (это), которое при прямом порядке слов стояло бы в начале предложения перед глаголом (det är), а den-это уже определенный артикль и относится он к порядковому числительному. Главное их не перепутать, не потерять одно из них и не поменять их местами)))
- Igår var det den tolfte mars. — Вчера было двенадцатое марта.
Вот здесь то же самое, только уже в прошедшем времени, поэтому вместо сегодня (idag) используем слово вчера (igår) и глагол «быть» у нас тут в прошедшем времени (var).
- Imorgon är det den fjortonde mars. — Завтра — четырнадцатое марта.
Снова обратный порядок слов и используем настоящее время глагола «быть» для обозначения будущего. Такое возможно, о будущем поговорим чуть позже в нашем курсе.
В этом видео вы увидите, как месяцы обозначаются порядковыми числительными, хорошая возможность повторить еще раз материал прошлого урока!
Упражнение № 1.
а) Напишите даты словами.
01.02.2003
12.05.2020
22.07.1944
10.12.1979
b) Ответьте на вопросы:
När fyller du år?
Vad är det för datum idag?
А теперь разберем еще одну тему, и это:
Погода
Фразы, которые нам пригодятся:
- det snöar — идёт снег
- det regnar — идёт дождь
- det är varmt/kallt — тепло/холодно
- solen skiner/det är soligt — солнце светит
- det är mulet — пасмурно
https://youtu.be/xobTSPgeU-8
Фразы из видео:
- Vad är det för väder igad? — Какая сегодня погода? Можно также сказать так: Vilket väder är det idag?»
- Det är soligt! \Det är solsken!- Солнечно.
- Solen skiner- Солнце светит.
- Det är fint väder!-Отличная погода!
- Det regnar! — Идет дождь.
- Det är regnigt!- Дождливо!
- Det är dåligt väder!- Плохая погода.
- Det är mulet!-Пасмурно
- Vilket grått väder!- Какая «серая» погода!
- Det är molnigt! -Облачно
- Der är halvklart!- Малооблачно.
- Det snöar! \ Det är snöigt!- Идет снег (снежно)
- Det är kallt!- Холодно.
- Det åskar!- Гремит гром.
- Det blixtrar!- Сверкают молнии.
- Det är åskoväder!- Гроза.
- Det är oväder!-Шторм\непогода.
- Det haglar!- Идет град.
- Det blåser! \Det är blåsigt!- Дует ветер\ветрено.
- Det är dimma! \Det är dimmigt!- Туман\ Туманно.
Упражнение 2
Ответьте на вопрос «Vilket väder är det idag?»
А теперь перейдем к артиклям и к категории рода!
Артикли у нас могут быть неопределенные и определенные, сегодня поговорим о первых, именно их можно увидеть в словарях рядом со словарной формой существительного, и по артиклю можно определить род, поэтому советую запоминать существительные сразу с артиклем!
В шведском языке, в отличие от русского языка, есть только два грамматических рода существительных: общий и средний .
Некогда их было три, но мужской и женский род в итоге влились в один-общий.
Существительные общего рода употребляются с неопределённым артиклем en: en flicka девочка, en penna ручка. Существительные среднего рода имеют неопределённый артикль ett: ett hus дом, ett äpple яблоко.
Определить род существительного очень трудно, род в русском и шведском языках у тех же слов может и не совпадать, к примеру ett barn-ребенок, в шведском среднего рода (хотя по идее должен быть общего). Но бОльшая часть слов, обозначающих животных и людей, все же относится к общему роду. В любом случае советую запоминать новые существительные с артиклем!
Если мы говорим о людях, то можем заменить их в предложении на местоимения han и hon, к примеру Jag har en syster. Hon bor i Göteborg.
А вот с животными и неодушевленными предметами в зависимости от рода будем использовать den или det. Существительные общего рода заменяются местоимением den, существительные среднего рода местоимением det.
Например:
- Jag har en bil. Den är ny. — У меня есть машина. Она новая.
- Jag har ett äpple. Det är stort. — У меня есть яблоко. Оно большое.
Если существительное употребляется с прилагательным, то при существительном общего рода прилагательное не будет иметь окончания, а вот при существительном среднего рода к прилагательному будет добавляться окончание -t.
Jag har ett stort äpple. У меня есть большое яблоко. (Прилагательное stor добавляет к себе окончание t, так как слово «яблоко» среднего рода).
Jag har en stor bil. У меня есть большая машина. (Здесь изменений с прилагательным не происходит).
ВАЖНО!
Неопределенный артикль используется только со словами в единственном числе, так как имеется в виду один предмет, при этом мы обязательно говорим о каком-то НЕ конкретном предмете, для конкретных существует определенный артикль.
А еще это слово должно быть исчисляемым, то есть такого рода предметы должно быть можно посчитать, если посчитать нельзя, слово НЕисчисляемое, то ни в коем случае не употребляем неопределенный артикль!
Если слово упоминается впервые, используем неопределенный артикль. При этом для вас этот предмет может быть очень даже конкретным (ибо вы знаете, о каком именно предмете идет речь), но для слушателя информация об этом предмете является новой, поэтому артикль неопределенный.
Если вы учили английский или немецкий, можете сравнить с употреблением артикля в этих языках, в шведском даже будет немного проще.
Пример:
Jag ser ett hus.
Я вижу дом. Можно сказать так «какой-то дом». Слово относится к исчисляемым (дома можно посчитать), дом какой-то, а не конкретный (к примеру «мой дом» или «дом, где живет моя сестра», «дом, где я был вчера»- уже конкретные дома). И мы упоминаем этот дом впервые, так как видим его впервые, и еще о нем не говорили.
Jag har en dotter. У меня есть (одна) дочь. Дочь мы упоминаем впервые, слово исчисляемое.
Если существительное относится к неисчисляемым, то есть такие предметы посчитать нельзя (воздух, вода, еда, ум, любовь), то неопределенный артикль мы не используем. Так же его не будет, если при существительном стоит притяжательное местоимение (мой, твой, ее, его, наш и так далее).
Jag lagar mat. Я готовлю еду. Еда-неисчисляемое существительное. Конечно, мы можем посчитать отдельные продукты, но не само слово «еда». Поэтому артикля тут не будет.
Jag tvättar min bil. Я мою свою (мою) машину, здесь у нас притяжательное местоимения «моя».
Упражнение 3
Просмотрите текст правила и выпишите существительные общего и среднего рода с неопределенным артиклем и переводом.
Выучите их!
Ну и в конце урока посмотрим видео, обратим внимание на названия животных и послушаем шведскую речь!
До встречи на уроке 7!