Рубрики
Шведский язык

7 день. Шведский

C:\Users\Alexi Kivilaakso\Desktop\sv\569505-blue-yellow-ice-cream.jpg

Hej!

Сегодня мы дошли уже до 7го урока марафона!

Давайте для начала посмотрим видео, многое вам уже будет понятно из изученного материала, об остальном можно легко догадаться по картинкам. И обратите внимание на формы глаголов в настоящем времени: gör, har, skriver, läser, lyssnar, dricker.

Новые глаголы: att börja-borjar-начинаться, att sluta-slutar- заканчиваться, att prata-pratar-разговаривать, болтать. Выражение att ha rast означает делать перерыв.

Теперь давайте выполним упражнение 1 на повторение.

Упражнение № 1. Составьте из слов предложения.

Образец: Jag/från/kommer/Japan/talar/och/japanska — Jag kommer från Japan och talar japanska.

  1. jag /familj /en/har –
  2. dricka/Anna /om/kaffe/att/tycker-
  3. mamma/på/mat/lagar/morgonen-
  4. har/syskon/du/?-
  5. sover /inte/jag-
  6. Malmö/bor/Erik/i-
  7. var/du /bor/?-
  8. läser/ Nina/ en /nu/ bok

Упражнение №1b Сделайте отрицательными предложения 1,2,3,6,8 из упражнения 1а.


Ну и дальше нас ждет немного лексики, и сегодня речь пойдет о цветах. Давайте посмотрим видео и выучим названия основных цветов в шведском языке!

C:\Users\Alexi Kivilaakso\Desktop\sv\7085ce906bb61a362d3e8cca50b86085.jpg

А теперь перейдем к грамматике.


Родительный падеж

Родительный падеж соответствует русскому родительному падежу и отвечает на вопросы «Кого? Чего?» -сумка (кого?) мамы, мяч (кого?) кошки, дверь (чего?) дома и так далее.

В шведском языке у существительных есть только два падежа: именительный и родительный. Именительный падеж — это то, что мы видим в словаре, а как образуется родительный падеж, мы сейчас и узнаем:

В родительном падеже прибавляется окончание -s: Lenas kompis. — Подруга Лены. Как в английском, только без апострофа. Единственное, на что следует обратить внимание, это порядок слов. На первом месте стоит то, что отвечает на вопрос «Кого\Чего?», и только потом определяемое им слово. То есть не «книга мамы», а «мамы книга»- Mammas bok.

При прибавлении окончания родительного падежа –s надо учитывать следующий момент:

Если слово уже заканчивается на -s или -x, то окончание -s не прибавляется: Rasmus bil — машина Расмуса, Lars katt — кошка Ларса, Max äpple — яблоко Макса. То есть двойной s или сочетания xs на конце НЕ БУДЕТ!

Обратите внимание, что артикли не употребляются, если определением является существительное в родительном падеже, поэтому не en Lars katt, а просто Lars katt.

Также мы можем сказать, что что-то кому-то\чему-то принадлежит, используя предлог till: kompis till Lisa — подруга Лизы. В этом случае порядок слов остается обычным, однако добавляется предлог. Однако, родительный падеж используется чаще, чем вариант с предлогом. 

Упражнение № 2 . Напишите, кому что принадлежит. Помните, что артикли не употребляются, если есть слово в родительном падеже!!!

Образец: Frederik har en penna. Det är Frederiks penna.

  1. Kerstin har ett hus (дом). Det är . . . . . . . . . . .
  2. Nils har en bil. Det är . . . . . . . . . . .
  3. Olle har en syster. Det är . . . . . . . . . . .
  4. Anders har en bror. Det är . . . . . . . . . . .
  5. Lena har en katt. Det är . . . . . . . . . . .
  6. Max har en radio. Det är . . . . . . . . . . .

Кстати, вопросительное слово «Чей?» по-шведски будет «Vems?», поэтому эта книжка для детей называется «Чей дом?».

C:\Users\Alexi Kivilaakso\Desktop\sv\9789163884573.jpg

Идем дальше!


Личные местоимения.

Раз пошла речь о падежах, то неплохо будет поговорить и о падежных формах личных местоимений.

Шведские личные местоимения имеют форму именительного падежа, формы которого мы уже проходили ( я – jag, ты – du, он – han, она – hon, оно – det, мы – vi, вы – ni, они – de), и форму объектного падежа (он соответствует русскому дательному и винительному падежу, то есть отвечает на вопросы «Кому?» и «Кого?», «Чему?» и «Чего?»).  Также объектный падеж может использоваться с различными предлогами, и соответствовать русскому творительному падежу «Кем?», «Чем?», к примеру, с предлогом med – «с»- со мной, с тобой, с ним и так далее.

Объектный падеж личных местоимений (например: меня, мне, тебя, тебе и т.д.) выглядит так:

mig — меня/мне/мной [мэй]

dig — тебя/тебе/тобой[дэй]

honom — его/него/им

henne — её/неё/ею

det/den — его/её (обозначает неодушевлённые предметы и животных)

oss — нас/нам/нами

er — вас/вам/вами

dem — их/них/им/ими [дом]

Давайте теперь посмотрим видео с 0:46 (можно смотреть и с начала, чтобы повторить и именительный падеж личных местоимений). Местоимение man (и его объектная форма en)- это местоимение для безличных предложений, когда не известно, кто конкретно выполняет действие.

А еще у нас остались…

Притяжательные местоимения

Это те самые местоимения, которые отвечают на вопрос «Чей?», как и родительный падеж и обозначают принадлежность.

Местоимения первого и второго лица также меняют свою форму в зависимости от рода и числа, поэтому имеют окончания -n (для общего рода), -t (для среднего рода) или -а (для множественного числа)

min/mitt/mina — мой/мои

din/ditt/dina — твой/твои

hans — его

hennes — её

dess — её/его

vår/vårt/våra — наш/и

er/ert/era — ваш/и

deras — их

Смотрим видео (лучше с 0:52, чтобы не запутаться) и обращаем внимание на примеры.

  • Det här är min telefon.-Это мой телефон. Так как слово телефон общего рода, то придаточное местоимение имеет тут форму min.
  • Det här är mitt armband och mina pengar. — Это мой браслет и мои деньги. Слово браслет среднего рода, поэтому с ним используем форму притяжательного местоимения среднего рода mitt. А деньги — это множественное число, поэтому притяжательное местоимение mina.

То же самое с другими лицами: Din telefon, ditt armband, dina pengar и так далее.

Обратите внимание на форму dess, которая используется с неодушевленными предметами dess skärm (telefons skärm)-его экран (экран телефона).

Формы притяжательных местоимений третьего лица hans, hennes, dess, deras не меняются по лицам и числам!

C:\Users\Alexi Kivilaakso\Desktop\sv\20180310.jpg

Надпись на картинке переводится как: «Вы видели моего кота? Нет, он не пропал, я просто хотел его показать, потому что он настолько классный!».

Помимо вышеперечисленных притяжательных местоимений у нас есть еще одно, которое тоже означает принадлежность.

Местоимения sin/sitt/sina (свой, свои)

Это местоимение «свой» для третьего лица, которое мы используем в случае, если слово, следующее за притяжательным местоимением, является дополнением, то есть с ним совершается какое-либо действие. Шведы говорят: Я мóю мою кошку; Ты моешь твою кошку; Свен моет свою кошку; Она моет свою кошку. 

Вот «мыть мою\твою\свою кошку»-это как-раз действие, и когда речь в предложении идёт о третьем лице, и оно само выполняет какое-либо действие над чем-то/кем-то, то используется местоимение sin/sitt/sina свой:

  • Fredde älskar sin nya bil. Han tvättar den varje dag. — Фредде любит свою новую машину. Он моет её каждый день.
  • Britta följer sin lilla dotter till skolan varje morgon. — Бритта провожает свою маленькую дочку в школу каждое утро.

Но:

  • Fredde tvättar hans (sin brors) bil varje dag. — Фредде моет машину своего брата каждый день.

Hans bil — его машина, т. е. чужая. Sin bil — своя машина.

Но! Это правило работает только в случае, когда мы имеем дело с объектами, над которыми совершается действие! Если что-то, принадлежащее третьему лицу, стоит в форме подлежащего, мы используем hans, hennes и так далее.

То есть Fredde älskar sin bil, но Hans bil är ny.

Упражнение № 3. Вставьте подходящие местоимения.

  1. Erik har en hund… .  … hund heter Prins.
  2. Han heter Frederik men … mamma (зовет, называет) … för Fredde.
  3. Jag har en svensk kompis. … heter Anna.
  4. Anna har en bror. … heter Rasmus. Anna kallar… för Rasse.
  5. Rasmus har en flickvän. … heter Nina.
  6. Rasmus och Nina bor i Umeå. … bor i Umeå.
  7. Rasmus har en bil. Han gillar … .

Итак, мы уже с вами преодолели половину марафона!

Det är fint!

C:\Users\Alexi Kivilaakso\Desktop\sv\26343564-WNbU0.jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *