Рубрики
Шведский язык

11 день. Шведский

C:\Users\Alexi Kivilaakso\Desktop\sv\1200x630bb.jpg

Hej!

Сегодня мы с вами займемся одной из самых сложных тем в шведском языке.

И это…


Множественное число существительных!

В шведском языке множественное число образуется с помощью окончания. Например: en flicka —flera flickor (одна девочка — много девочек). Окончание зависит от типа образования множественного числа. Всего в шведском языке 7 таких типов. Да, непросто, но если понять логику, по которой слова объединяются в типы, и помнить о роде имен, то особых проблем возникнуть не должно!

Итак,

1-й тип: окончание множественного числа –or.

К этому типу относятся существительные общего рода, оканчивающиеся в единственном числе на –а.

  • en flicka — flickor (девочки)
  • en kvinna — kvinnor (женщины)
  • en blomma- blommor (цветы)

2-й тип: окончание множественного числа –ar.

К этому типу относятся многие существительные общего рода, оканчивающееся на согласный; а также все существительные общего рода, оканчивающиеся на гласную -e, или суффиксы: -ing, -dom, -lek. И также по этому правилу изменяются односложные существительные общего рода, оканчивающиеся на гласный.

  • en hund-hundar (собаки)
  • en bil — bilar (машины)
  • en pojke — pojkar (мальчики)
  • en tidning — tidningar (газеты)
  • en ö — öar (острова)

3-й тип: окончание множественного числа –er.

Это окончание добавляют заимствованные слова общего и среднего рода с ударением на последнем слоге; а также слова с суффиксами -skap, -nad, -het; некоторые односложные существительные общего рода, оканчивающиеся на согласный.

  • en garderob — garderober (гардеробы, шкафы)
  • ett bageri — bagerier (пекарни)
  • en lägenhet — lägenheter (квартиры)
  • en byggnad — byggnader (здания)
  • en månad — månader (месяцы)
  • en vän — vänner (друзья) Обратите внимание на то, что последняя согласная в односложном слове во множественном числе удваивается!

4-й тип: окончание множественного числа –n.

К этому типу относятся слова среднего рода, оканчивающиеся на гласный.

  • ett äpple — äpplen (яблоки)
  • ett piano — pianon (пианино)
  • ett foto — foton (фотографии)

5-й тип: нулевое окончание (то есть отсутствие окончания).

Так образуют множественное число слова среднего рода, оканчивающиеся на согласный.

  • ett hus — hus (дома)
  • ett brev — brev (письма)
  • ett rum — rum (комнаты)
  • ett träd — träd (деревья)
  • ett bord — bord (столы)

6-й тип: нулевое окончание (то есть отсутствие окончания).

Так образуют множественное число слова общего рода, обозначающие профессии и оканчивающиеся на -are, -er.

  • en lärare — lärare (учителя)
  • en läkare — läkare (врачи)

7-й тип: окончание множественного числа –r.

К этому типу относятся односложные слова, оканчивающиеся на гласный; слова общего и среднего рода с суффиксом –else.

  • en ko — kor (коровы)
  • ett fängelse — fängelser (тюрьмы)

Как вы видите, эту схему можно запомнить, но поначалу я рекомендую все-таки проверять множественное число по словарям.

При этом в некоторых словах помимо добавления окончания происходят и другие изменения.

  1. В ряде существительных происходит перегласовка, то есть меняется корневая гласная: en man — män (мужчины/мужья), en man — man (люди), en natt — nätter (ночи), ett land — länder (страны), ett öga — ögon (глаза), ett öra — öron (уши), en son — söner (сыновья), en dotter—döttrar (дочери), en bok — böcker (книги), en hand — händer (руки), en bror — bröder (братья), en far — fäder (отцы), en mor — mödrar (матери).
  2. Если существительное оканчивается на безударные -er, -el, -en, то -e исчезает во множественном числе. Например: cykel — cyklar (велосипед — велосипеды), faster — fastrar (тётя по отцу — тёти по отцу).

Определённая форма множественного числа образуется при помощи следующих окончаний.

G:\sv\множ. число.jpg

Прилагательные тоже имеют форму множественного числа, как мы помним из урока 10. Она оканчивается на –a как в неопределенной, так и в определенной формах. Например: en fin kvinna-de fina kvinnor (красивые женщины), en blå bil – de blåa bilar (синие машины); det nya huset — de nya husen (новые дома). 

Неопределенная форма множественного числа: vackra flickor, определенная- de vackra flickorna. Как видите, прилагательное не меняется в зависимости от формы существительного.

Теперь давайте посмотрим видео, послушаем примеры и обратим внимание на образование форм множественного числа:

Упражнение №1. Образуйте множественное число в определённой и неопределённой форме по типам.

Образец: женщина — en kvinna —kvinnor — kvinnorna

1-й тип:

девочка en flicka . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

картина en tavla . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

улица en gata . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

торт en tårta . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

мама en mamma . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2-й тип:

мальчик en pojke . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

куст en buske . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

газета en tidning . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стена en vägg . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

машина en bil . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3-й тип:

человек en person . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

книга en bok . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

кресло en fåtölj . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

парк en park . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

семья en familj . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4-й тип:

яблоко ett äpple . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

интерес ett intresse . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

знак ett märke . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

место ett ställe . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

работа ett arbete . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5-й тип:

дом ett hus . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

комната ett rum . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

дерево ett träd . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

работа ett jobb . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

проблема ett problem . . . . . . . . . . . . . . . .

6-й тип:

учитель en lärare . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

врач en läkare . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

маляр en målare . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

консультант en rådgivare . . . . . . . . . . .

7-й тип:

корова en ko . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ботинок en sko . . . . . . . . . . . . . . .

А теперь давайте разберем более простую тему.


Речь пойдет о предлогах!

Сначала посмотрим видео и выучим предлоги, а заодно узнаем, как в шведском языке называются некоторые части тела:

Перевод фраз из видео:

1) Jag har naglar på fingrarna- У меня на пальцах есть ногти. Предлог på означает «на чем-то». Обратите внимание, что слова пальцы стоит в определенной форме множественного числа: fingrarna.

2)Jag har en tunga i munnen- У меня во рту есть язык. Предлог i обозначает нахождение внутри чего-то.

3)Mina armar är över huvudet-Мои руки над головой. Över- над чем-то.

4)Näsan är ovanför munnen-Нос находится над ртом. Ovanför- еще один предлог, обозначающий «над». Это синоним över.

5) Jag håller handen framför kroppen -Я держу руку перед телом. Framför-перед.

6)Ögönen sitter under pannan-Глаза под лбом. Under-под чем-то.

7)Tummen är bredvid pekfingret- Большой палец рядом с указательным. Bredvid-рядом с.

8)Nacken är bakom ansiktet- Шея находится за лицом. Bakom- за чем-то.

9)Halsen är mellan axlarna- Шея между плечами. Mellan-между.

10) Min spegelbild är mittemot mig- Мое отражение (дословно «картинка в зеркале») напротив меня. Mittemot-напротив.

Другие предлоги:

  • Framför-перед чем-то.
    • Framför järnvägstationen finns det en fontän. — Перед железнодорожным вокзалом — фонтан.
  • I mitten— в середине
    • I mitten av torget finns det en fontän. — В середине площади — фонтан.
  • Till höger— справа
    • Till höger om gallerian ligger McDonald’s. — Справа от галереи есть «Макдоналдс».
  • Till vänster— слева
    • Till vänster om rådhuset ligger en bank. — Слева от ратуши — банк.

G:\sv\prepostioner.jpg

Упражнение №2

Составьте свои предложения с любыми предлогами. Используйте минимум 5 предлогов.

C:\Users\Alexi Kivilaakso\Desktop\sv\Prepositioner(1).jpg

Спасибо всем за отличную работу!

Tack alla!

C:\Users\Alexi Kivilaakso\Desktop\sv\tusentack_561b8dff2a6b2260a8c2ddfa.png

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *